Место и роль женщины в современной церкви
Откроем Священное Писание и открыто обсудим некоторые проблемы отношения к служению женщин

В современном цивилизованном мире о роли и месте женщины во всех сферах жизни уже давно не спорят. Ясно и очевидно, что женщина – полноправная участница в общественной, семейной и профессиональной областях жизни и деятельности. В развивающихся странах, конечно, остаются пережитки средневековых традиций. Предлагаю отложить в сторону дискуссии об общественно-политическом месте женщины и поговорить об этом в другой раз. Сосредоточим внимание на чисто христианской тематике: какое же место отводится женщине в современной церкви? Какое служение она может нести, какими дарами благословляет Господь верующих женщин сегодня? Откроем Священное Писание.

Равенство мужчины и женщины в Ветхом Завете

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину женщину сотворил их. И благословил их Бог; и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:27-28).

С первой главы в Библии подчеркивается равенство мужчины и женщины. Это равенство понимается в отношении как материального мира, так и небесного Царства. Действительно, Господь поручил и мужчине, и женщине владычествовать на Земле, размножаться и наполнять землю. Также благословение Божие в одинаковой мере относится и к мужчине, и к женщине. Эти утверждения повторяются в начале 5-й главы книги Бытие:

«Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их».

Рассмотрим конкретные примеры из древнего мира. Могла ли израильтянка в ветхозаветные времена стоять во главе своего народа? Оказывается, да!

«В то время была судьею Израиля Девора пророчица, жена Лапидофова; она жила под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой; и приходили к ней сыны Израилевы на суд» (Суд. 4:4-5).

Таким образом, Девора занимала два высших поста в древнем Израиле: государственный пост и пост духовного лидера. Именно она возглавила поход против угнетателей, причем у израильского военачальника даже не возникло мысли о том, что Девора ошибается и что ее женский ум не видит перспективы для народа и страны. Слова Деворы – это приказ лидера, имеющего власть.

«Девора послала и призвала Варака, сына Авиноамова, из Кедеса Неффалимова, и сказала ему: повелевает тебе Господь, Бог Израилев: пойди, взойди на гору Фавор, и возьми с собою десять тысяч человек из сынов Неффалимовых и сынов Завулоновых; а Я приведу к тебе, к потоку Киссону, Сисару, военачальника Иавинова, и колесницы его и многолюдное войско его, и предам его в руки твои. Варак сказал ей: если ты пойдешь со мною, пойду; а если не пойдешь со мною, не пойду» (Суд:4:6-8).

Вараку недоставало мужества и веры, и Девора пошла с ним во главе войска. В результате была одержана славная победа. За несколько тысячелетий до народной героини Франции Жанны Д’Арк женщина воспела гимн победы! Образ Деворы и в наш просвещенный век вдохновляет христианок на духовный труд, посвященный Господу.

Разве не было в Израиле достойных мужчин, что Господь совершал великие дела через женщину? Думаю, что ответ предельно прост: у Бога нет различия, мужчина это или женщина. Господь видит сердце человека, Ему известна степень посвящения лидера, чистота его жизни и сила веры. Девора обладала этими качествами, поэтому Бог избрал ее на самое высокое служение.

Еще задолго до описания правления Деворы мы находим в Библии удивительные эпизоды из жизни семьи отца всех верующих - Авраама. Когда речь зашла о семейном порядке, «Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя» (Быт. 21:12).

Читая книги Ветхого Завета, мы встречаем яркие женские образы. Есфирь спасла израильский народ от гибели (кн. Есфирь), Авигея совершила разумный поступок (1 Цар. 25). Весьма поучительно для нас, современных христиан, служение пророчицы Олдамы, ведь именно к ней обратились за советом священник Хелкия и царь Иосия. Ответ Олдамы начинается словами: «Так говорит Господь, Бог Израилев…» (4 Цар. 22:14-20, 2 Пар. 34:22-33).

И, действительно, в то трудное для Израиля время Бог провозгласил Свои планы и намерения через пророчицу. Обратим внимание на то, что священник проявил благоразумие и пошел к Олдаме, чтобы узнать волю Божию. Хелкия не воскликнул: «Идти за Словом Божиим к женщине?!» А сегодня нуждаются ли священники, пресвитеры и диаконы в советах женщин, посвятивших себя служению Господу? Этот вопрос для многих служителей является затруднительным…

Как радостно читать об этих прекрасных Божьих сосудах, так много потрудившихся на благо своего народа. И вот результат их служения: их имена, жизнь, дела и подвиги можно найти на страницах Священного Писания! Это признание Самого Господа!

Выдающиеся женщины в Новом Завете

Мария из Назарета – Матерь Господа Иисуса Христа, благословенная между женами. Святая Дева Мария – одна из самых известных женщин на Земле. Какой характер был у Нее, какие чувства и мечты? Как Она жила, как молилась?.. Эта тайна всегда волновала многих людей. Сколько написано икон и картин, стихов и музыки, воспевающих Марию. Кому из художников, композиторов, поэтов удалось уловить и понять величайшее внутреннее богатство Пресвятой Богородицы, которое явилось причиной того, что именно Она стала Матерью Божьей?

В Евангелии подчеркивается скромность, искренность и глубокая вера этой девушки. «Да будет Мне по слову твоему,» - вот искренний и удивительный ответ ангелу, который возвестил Марии о великой благодати Божьей: Она станет матерью Младенца Иисуса Христа.

В Новом Завете читатель найдет девять эпизодов, в которых говорится о Деве Марии: начиная со второй главы Евангелия от Матфея и заканчивая двумя первыми главами книги Деяний Св. Апостолов. Дивный, светлый образ Марии учит нас многому. Для нас очень важны Ее чистота, последовательность, терпение и удивительная скромность!

Марфа из Вифании. Это селение в течение многих веков славится гостеприимством и радушием местных жителей. А с чего все началось? Возможно, именно Марфа была здесь первой радушной хозяйкой. В Евангелии от Луки читаем: «В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении» (Лк. 10:38-40).

Марфа была серьезной женщиной, она дорожила авторитетом своего дома. Принимать дорогого Гостя, друга ее семьи, друга ее брата Лазаря, для Марфы было высокой честью. Ее характер и жизнь хорошо понятны нам. Не удивляет нас и тот факт, что второстепенные вещи Марфа принимала за главные. Ей очень хотелось приготовить для гостей отменный праздничный стол. Все это хорошо! Господь Иисус с нежностью упрекнул Марфу за жалобу в адрес ее сестры Марии, которая слушала речь Иисуса, не отходя от него и не помогая Марфе по хозяйству. «Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее», - сказал Христос Марфе. Господь тем самым говорит нам: в Царствии Божием имеют преимущества духовные качества. Не отвергая повседневных дел, Господь учит нас тому, что духовная пища является первостепенной. Наши временные земные ценности, погоня за авторитетом не должны быть препятствием для полноценной духовной жизни. Характер Марфы проявился в день воскрешения Лазаря, когда она, «правильная женщина», подсказала Иисусу, что Лазарь уже четыре дня во гробе (Ин.11). Марфа преодолела эти препятствия, ее путь духовного возрастания не был легким. Через испытания и доверие Христу Марфа стала женщиной крепкой веры: мы встречаем ее еще в одном эпизоде, когда она служит на вечере за шесть дней до смерти Иисуса. Она осталась доброй, трудолюбивой хозяйкой и приобрела драгоценную веру в Бога и вечность с Ним.

Самарянка – женщина, встретившая Иисуса у колодца, по слову которой большое количество людей пришло к Богу (Ин. 4 гл.). Эта женщина не была богатой и ходила за водой одна, не имея служанки. Жизнь ее была крайне неустроенной, а точнее, неустроенной была ее судьба. Но! Заметим, что ее внутренние духовные переживания были достаточно глубокими. Она знала историю и религию своего народа и даже интересовалась, где правильнее молиться: на горе Гаризим или в Иерусалимском храме.

У всякого человека есть духовные переживания, вопросы, у каждого есть духовные искания. И неустроенность, и греховность в повседневной жизни не должны быть препятствием для христиан, чтобы свидетельствовать об Истине таким людям!

Христос разговаривал с самарянкой как с равноправной собеседницей. Спасителя не смущали ни ее одежда и национальность, ни образ жизни. Иисус видел в ней живую душу, нуждающуюся в спасении. Господь смотрит на сердце человека! В течение одной беседы со Христом – искренней и доверительной – эта женщина пережила глубочайшие внутренние перемены. Из грешницы она превратилась в благовестницу! Великое чудо совершилось в душе этой женщины!

Она свидетельствовала о Христе, кроме того, жители города увидели ее совсем другой. Не замкнутой, хмурой и одинокой, но общительной и радостной. Она получила спасение и тут же поделилась этим небесным сокровищем с окружающими людьми.

Опять пред нами удивительный эпизод из Евангелия. Христос находит женщину, которая, оставив прошлую жизнь, становится Его последовательницей и проповедницей в родном городе.

Апостол Павел говорит нам: «Нет уже ни Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет ни мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28)

Надеюсь, теперь этот стих стал более понятен вам. Ведь в отношении духовных даров, а также права участия в Царстве Божьем у Господа полное равноправие между мужчиной и женщиной. При этом не стоит забывать, что Библия различает роль мужчины и женщины в семье и церкви. Однако постановления Слова Божьего о подчинении жены мужу предваряются в Писании истиной о взаимном подчинении. В 5-й главе Послания к Ефесянам написано:

«…благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:20-25).

Берите пример с библейских героинь, служите своими дарами и способностями, которыми наделил вас Господь, своим родным и близким, жителям родного города или селения. Несите весть спасения, как это делала самарянка, трудитесь, как Тавифа и Лидия, благовествуйте и наставляйте, как Прискилла. Многие удивятся, когда в Книге Жизни имена многих жен будут поставлены на первое место, так же как в Библии в посланиях апостола Павла имя Прискиллы записано перед именем ее мужа (Рим. 16:3, 2 Тим. 4:19).

Владимир Обровец,
адъюнкт-профессор богословия

Работает на Cornerstone