Если муж – неверующий...
Размышления христианки, которая после 37 лет брака услышала от неверующего мужа: «Я хочу развестись». Что произошло после его слов…

Иисус Христос ничего не говорит о взаимоотношениях в семье, где лишь один из супругов – верующий. Апостолы Павел и Петр, однако, кратко разъяснили, как надо себя вести в подобной ситуации. В Послании к Коринфянам Павел пишет:

«Прочим же я говорю, а не Господь: если… жена… имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; ибо неверующий муж освящается женою (верующею)… иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится: брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, что спасешь мужа?» (1 Кор. 7:12-16). В более точных переводах вопрос звучит несколько иначе: «Ибо почему ты знаешь, жена, что спасешь мужа?» Обратим внимание на то, что этот вопрос следует сразу за указанием отпустить неверующего мужа, если тот хочет уйти, и как бы опровергает основной довод жены, удерживающей мужа: он нуждается в спасении, и я могу помочь ему.

«Наша самовольная решимость: я хочу и спасу, и приведу к вере мужа – отрицает тайну веры. К вере Бог никого не принуждает. К подлинной вере принадлежит всегда свобода собственного решения, поскольку она является Божиим делом в нашем сердце. То есть мы не можем точно сказать, что наша жизнь в браке с неверующими мужьями гарантирует их спасение. Однако все-таки в уже существующем браке верующий супруг в своей вере в Бога имеет большое основание надеяться на обращение в веру уже принадлежащего ему супруга».

Французский богослов Вернер де Боор

Почему мы остановились на этой цитате? Желание христианки спасти своего мужа и рекомендация апостола отпустить, не удерживать желающего уйти не противоречат друг другу. Жена может продолжать молиться за мужа, и Бог не оставит его душу. Если же удерживать супруга против его воли, это может помешать его обращению, и привести к разладу в семье. Мы же призваны Богом к миру.

Спасение людей – цель прихода Иисуса Христа на землю; такая же цель у Его учеников и последователей – привести людей ко Христу во имя их спасения. Это очень серьезный стимул для жен-христианок. Вторая высокая цель – исполнение воли Божьей в сохранении семьи и мира в ней.

Взаимоотношения с мужем начинаются с момента обращения жены, а длятся подчас годами и даже десятилетиями. В ст.14 гл. 7 Первого послания к Коринфянам говорится об освящении неверующего мужа женою верующей. Но на практике после обращения жены обстановка в семье, как правило, обостряется. Есть ли в этом противоречие? Разве Бог не берет под Свое благословение семью уверовавшего? Конечно, берет. Но начинается борьба за душу супруга. Свет пришел в дом, но тьма не желает уходить. И она открыто утверждает свою власть над мужем и другими членами семьи. То, что было скрытым - духовное рабство живущих без Бога, – теперь становится явным. Увидев, что происходит в доме, и даже ужаснувшись этому, супруга должна понять причины перемен и не принять в служении мужа и других домашних за своих противников, за обузу. Господь поручил нам заботиться о них, сражаться за них: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12), при этом «оружия воинствования нашего не плотские» (2 Кор. 10:4).

Наши неверующие мужья – пленники и рабы греха, а потому - орудия тьмы. Они – страдающая сторона, независимо от того, осознают они это или нет, мучаются или, как нам кажется, наслаждаются. Мы, христианки, должны воспринимать их страдания более остро, чем наши собственные. Они достойны участия и нуждаются в помощи, потому что для души власть тьмы над ней крайне мучительна.

Обычно мужья не осознают, что через верующих жен им предлагается Божья помощь. В их искаженном восприятии уверовавшие супруги – главные виновницы бед, обрушившихся на семью. Что-то чуждое, непривычное вошло в их дом. И никакие объяснения здесь не помогают. Тьма настолько сгустилась вокруг них, что «своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют» (Мк. 4:12).

В подобной ситуации мы имеем удивительной силы оружие – молитву, как личную, так и общую, особенно молитву, усиленную постом. Молитва входит в арсенал Божьего всеоружия (Еф. 6:18).

Когда мой неверующий муж после 37 лет супружеской жизни предложил мне развестись, я не знала, что делать. Но Господь был рядом, Он сказал: держись истины. И именно это стояние в истине (а было принуждение отступить от нее) сняло пелену с глаз мужа во время развода. Горькая правда, которую ему пришлось засвидетельствовать (без всякого, кстати, давления с моей стороны), сделала его свободным. Именно в тот день начался путь его духовного прозрения. Бог коснулся его сердца.

Неотступная правда в нашей личной жизни, в том числе и в отношениях с мужьями, часто поступающими с нами несправедливо, служение мужьям, а не манипулирование ими – это нетрудный урок, но усвоение его делает нас мужественными и сильными воинами. Где неправда – там власть тьмы.

О хождении в правде, о чистом, богобоязненном житии христианок говорил и апостол Петр, когда учил, как приобретать мужей, не покоряющихся слову. Да, не поток красивых слов убеждает наших неверующих мужей в том, что они нуждаются в Иисусе Христе, - слова могут раздражать, ранить, вызывать гнев, а наш христианский образ жизни, так как его воздействие несравненно мягче и эффективнее. Но при этом важно с одобрением принимать происходящее с нами, полностью доверяясь Богу! Христос Сам участвует в нашей жизни. С Ним мы – победители, наследники Царства Божьего.

Однако не забудем, какой путь избрал Бог для спасения человечества - путь страдания. Если в нашем представлении путь следования за Христом может быть иным, то мы заблуждаемся и, не зная воли Божией, ищем чего-то своего. «Если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу, ибо вы к тому призваны; потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет. 2:20-21). Трудно согласиться на страдание, трудно его ожидать и тем более проходить через него, но и для этого Господь дает нам силы и посылает благовременную помощь. В гонениях, поношениях, клевете и оскорблениях, в сложных жизненных условиях и немощах есть средство, которое помогает настолько укрепиться, что можно идти, нести свою ношу, оказывать помощь другим и при этом еще радоваться. Это отвержение себя, своего «я».

Призыв «отвергнуть себя» в большой мере перекликается с евангельским «возненавидеть себя». Но возненавидеть в себе нужно не только то, что препятствует любви к Богу, но и все, что мешает любить ближнего. И этот трудный урок преподаст наш Учитель, если мы действительно хотим быть Его ученицами. Взаимоотношения с неверующими мужьями – прекрасный класс для усвоения трудных уроков.

Так что же происходит с теми, кто проходит через испытания «смешанного» брака? Страдая, теряя силы и здоровье, мы начинаем замечать, что внутренний человек наш постепенно обновляется, да и болезни куда-то вдруг уходят, а вдохновение умножает силы. Возможно, когда-нибудь мы поймем, что взаимоотношения с нашими неверующими мужьями были самым ответственным участком нашей освободительной битвы, - избавления от собственного «я». Все, что Господь доверяет нам сделать или претерпеть, - Его величайшая милость к нам. И мужья наши, пока неверующие, страдающие и причиняющие страдания нам, драгоценны в очах Его и вручены нам как дар от Господа.

Итак, муж – наша половина, наиболее близкий нам человек. Семейные отношения – ежедневное, всестороннее испытание на истинность пребывания в Боге. В них раскрываются такие глубины и тайные уголки нашей личности, о которых мы не имели представления или старались забыть, не называть своим именем. При правильном подходе здесь начинает происходить удивительное: «тьма», которая находится рядом с нами и восстает против нас, вдруг делает видимой нашу собственную тьму, она как бы высвечивает нашу внутреннюю сущность. Эта «тьма» уже действует, как светильник, что под силу лишь Богу. Только Он может использовать даже зло для достижения добрых результатов. Да, это Он трудится одновременно над нашими мужьями и над нами. «Ибо воля Божия есть освящение наше» (1 Фес.4:3).

Раиса Сидорова

Работает на Cornerstone