Так ли страшны черные дыры
Далекий от науки человек знает или хотя бы слышал, что в космосе сравнительно недавно обнаружены загадочные объекты, пугающие нас своим названием: «черные дыры». Предполагается, что эти «дыры» норовят проглотить все, что только может попасться у них на пути либо оказаться поблизости: будь то звезды, планеты, метеориты и даже радиоволны и свет.

Еще недавно эти объекты считались экзотическими, а теперь астрономы уверены, что Вселенная изобилует «черными дырами». По расчетам ученых, их не менее 400 миллионов. Парадоксально, но факт: почти половина всего света во Вселенной порождена именно этими мрачными космическими объектами – «черными дырами». Они преобразуют вещество в энергию света эффективнее, чем любая ярко светящаяся звезда.

Всенародную популярность «черным дырам» обеспечили астрофизики – исключительные эксперты в этой «темной» области знаний, которыми на эту тему написаны толстые книги, журнальные статьи и длинные газетные колонки. Где бы ни выступал астрофизик, как бы не рассуждал на научно-популярную тему или говорил просто «за жизнь», он обязательно упомянет о «черной дыре». Зияющие тьмой дыры разных диаметров якобы обнаруживаются то в глубине ядра Галактики, то на ее периферии в виде целых скоплений, не видимых глазу. Конечно, на то они и «черные дыры», что их так просто не разглядеть. Однако, их красочные рисунки пестрят практически в каждой публикации на эту тему! Будьте уверены, что каждый из этих рисунков – лишь воображение их авторов!

Само название «черная дыра» (которое подразумевает полное отсутствие светимости) ввел в обращение физик Джон Уилер – большой весельчак и великолепный лектор. И случилось это, по астрофизическим меркам, совсем недавно – в 1969 году.

В действительности, идея «черной дыры» гораздо «бородатее», чем ставшая популярной в наше время астрофизика. Это явление науке было известно, но просто раньше его называли иначе. Так, еще в конце 18 века английский ученый Джон Мичел высказался о возможности существования настолько массивных звезд, что их притяжение (гравитация) будет возвращать весь испущенный звездой свет обратно. Мичел высказал суждение, что таких «черных звезд» много, просто их не видно. Сказано было пророчески!

Не видно и «черных дыр, таков закон — они ведь, как мы уже отметили выше, ничего не излучают. И только гравитационное поле могло бы отметить их присутствие. Естественно, ни одной «черной дыры» реально на настоящий момент не найдено и не сфотографировано. Есть только объекты, которые при ряде допущений могут быть признаны похожими на «черные дыры» – это кандидаты на почетное звание «всепоглотителя».

При этом современная физика ничего не знает о реальных свойствах пространства при таких плотностях вещества и при такой силе гравитационного поля, какие должны наблюдаться в условиях гипотетической, т.е. предполагаемой «черной дыры». Таким образом, на сегодняшний день «черная дыра» как теоретический объект существует только в рамках Теории Относительности. То есть фактически «черные дыры» есть только на бумаге, например в виде разнообразных рисунков воронок в популярных книжках, посвященных жизни звезд (космических конечно).

Существует предположение, что «черная дыра» возникает на месте погибшей в результате действия собственных сил тяготения массивной звезды. Когда звезда выгорает, ее руины сжимаются, и она падает сама в себя, сжимается в точку (буквально – «в ноль»), при этом вся масса звезды сосредоточена именно в этой точке! В результате, из-за сверхсильного поля притяжения и искривления пространства, из окрестностей этой «точки» (так называемой «сингулярности») не может выбраться и лучик света.

В космосе (речь идет об исследованной наукой части видимой Вселенной) находится множество галактик, среди которых и наша галактика, в которой мы живем – Млечный Путь. Это название появилось еще в далекой древности, поскольку с поверхности земли Млечный Путь ночью видится как светло-молочный (по-славянски «млечный») след на небосклоне.

Как известно, словом «галактика» в астрономии обозначают гигантскую звездную систему. Млечный Путь действительно образован огромным количеством звезд: их по современным данным около 250-ти миллиардов, среди них и наша звезда Солнце. Диаметр Млечного Пути составляет 70 тыс. световых лет (один световой год – это расстояние, которое свет преодолевает за время, равное году.) Наши ближайшие «соседи» – галактики Большое и Малое Магеллановы Облака, Туманность Андромеды (расстояние до них – около 100 тыс. световых лет). Кроме звезд, в космосе имеются планеты, астероиды, кометы, метеориты и ряд других космических тел, в конце этого перечня – космическая пыль.

Для каждой отрасли науки всегда важна известность среди широких кругов общества, и эта известность тем важнее, чем предмет науки дальше от Земли и земных проблем. Астрономия – чемпионка по удаленности своей области изучения от реальной жизни народа. На самом деле, если с элементарной математикой знаком каждый, кто хоть раз пытался разобраться с прыгающими цена-ми на продукты или с тарифами операторов сотовой связи, то с астрономией сталкиваться вплотную мало кому приходилось. Рассуждения о вспышках на Солнце, которые повреждают средства связи, конечно, впечатляют, но чинить телефонный аппарат приходит все равно связист, а не астроном или астрофизик. И хоть каждая наука старается стать популярнее, астрономы в наше время обходят всех конкурентов. Причем так было и в древности.

Задолго до современных нам «черных дыр», задолго до придуманных Мичелом «невидимых звезд», идея со странными темными объектами поселилась в умах человеческих: издревле в легендах описывались невидимые горы, башни и города, в которых ночью гуляют призраки. Но еще чаще встречается образ пещеры с чудесами и удивительными явлениями. Поэтому не удивляйтесь, если Вам попадется статья о «кротовых норах», соединяющих черную дыру и ее спутника-антогониста – белую дыру (через эти норы предполагается попадать в другие миры или в прошлое). Это – обычный миф, подобный волшебной пещере из всем известной сказки про надувателя разбойников Али-Бабу.

Европейский Союз вкладывает огромные средства в научные исследования микромира. В Женеве построен и запущен крупнейший в мире ускоритель элементарных частиц – так называемый большой адронный коллайдер. Пока осуществлен лишь пробный эксперимент. Ученые запустили небольшое количество частиц (протонов) в одну сторону, чтобы посмотреть, как они разгоняются в коллайдере. Опыт прошел удачно. Полномасштабные научные работы в коллайдере диметром 27 километров на границе Швейцарии и Франции начнутся позже, в конце года. Ученые намерены столкнуть пучки частиц запущенные навстречу друг другу на гигантской скорости. То, что может произойти, пока никто предсказать не может. Появляются слухи о возможном «конце света» из-за появления  в этом супер-ускорителе «черных дыр», в которые может целиком засосать не только Швейцарию и Австрию, но и целиком наш земной шар, такие страхи будоражат сейчас умы многих людей.

Выскажем христианскую точку зрения, которая полна оптимизма и успокоит разволновавшихся землян. Господь сотворил Вселенную и все, что наполняет ее, и вложил в нее Свои Божественные законы. При этом Господь дал право и способности человеку исследовать материальный мир и владычествовать над природой. Много законов человек уже открыл и успешно их использует, но разрушить Божественные установления человеку, безусловно, не под силу.

Господь наложил строгое «вето» на Свои закономерности и принципы устроения мира, Он обладает такой силой и энергией, которую человек не способен вместить своим плотским умом. И как бы человек не пытался, ему не дано Творцом изменять Божественные законы. Так что пусть нас не страшат ни «черные дыры», ни рукотворные коллайдеры. Ведь все в руках Творца!

Владимир Обровец, канд.техн.наук, адъюнкт-профессор богословия